Полезная модель относится к трубопроводному арматуростроению, а более конкретно, к многоходовым кранамс запорными элементами, имеющими сферическую поверхностьи может быть использована в качестве распределяющего устройства в инженерных сооружениях и сетях для транспортирования жидких и газообразных сред высокого давления и температуры, в том числе абразивных, агрессивных и взрывоопасных, где возникает необходимость надежного перекрытия потоков.
Из уровня техники известен трехходовой кран, включающий в себя корпус, расположенный во внутренней полости корпуса сферический клапан, противоположно расположенные седла клапанов, расположенную в верхней части корпуса крышку, связанные с клапаном шток и ручку, а также монтажные отверстия, см., патент CN 202001670 U, кл. F16K11/087, опубликован 05.10.2011.Трехходовой кран удобен в установке и обслуживании. Вместе с тем известный кран предназначен для отвода части потока из основной магистрали и его конструктивные особенности не позволяют изменять направление основного потока и перекрывать его.
Известен трехходовой шаровой кран, содержащий корпус, шток поводка, три патрубка, два из которых выполнены соосными с геометрической осью, перпендикулярной оси поворота штока, шаровую пробку с пазом под шток, контактирующую через соосные двум патрубкам два упругих седла с уплотнительными элементами и имеющую три отверстия, геометрические оси которых лежат в одной плоскости, перпендикулярной оси поворота штока, причем два отверстия выполнены соосными, а геометрическая ось третьего отверстия перпендикулярна геометрической оси первых двух отверстий, при этом в шаровой пробке соосно оси поворота штока выполнено четвертое отверстие, причем первое и второе отверстия, а также третье и четвертое соединены изолированными каналами,см., патент на полезную модельRU, кл. F16K11/087, № 3471, опубликован 16.01.1997. Кран характеризуется простотой конструкции и простотой регулировки поджатия упругих седел к шаровой пробке. Однако, кран содержит по меньшей мере два разъема, каждый из которых снабжен уплотнением, что не способствует надежности и долговечности.
Известен шаровой трехходовой кран с верхним разъемом, содержащий корпус с верхним фланцем и тремя патрубками, в котором расположены цельные седла, взаимодействующие с шаровой пробкой, расположенной в опорах между ними, причем седла постоянно нагружены пружинами в сторону шаровой пробки, устройство разжима седел, в шаровой пробке выполнены проходные отверстия, расположенные в плоскости, перпендикулярной оси вращения пробки, шток, взаимодействующий с шаровой пробкой, см., патент на изобретение RU, кл. F16K11/087, № 2282087, опубликован 20.08.2006. Изобретение обеспечивает снижение времени и трудоемкости ремонта, сборки (разборки) крана, герметичность затвора в любом из его положений. Данное известное техническое решение принято в качестве прототипа, как наиболее близкий по технической сущности и достигаемому результату аналог.
Техническое решение иллюстрировано чертежами.
На фиг. 1 изображен в разрезеобщий вид шарового трехходового крана с L-образным каналом в шаровой пробке;фиг. 2 – поперечный разрез кранаА-А на фиг. 1; фиг. 3 – узел герметизации штока с увеличением в разрезе;фиг. 4 – указатель положения шаровой пробки, вид Б на фиг. 3;фиг. 5 – общий вид шарового трехходового крана с Т-образным каналом в шаровой пробке;фиг. 6 – поперечный разрез кранаВ-В на фиг. 5.
ФОРМУЛА ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ
1. Шаровой трехходовой кран, включающий разъемный корпус с тремя патрубками, в котором расположены цельные седла, взаимодействующие с расположенной между ними шаровой пробкой, в которой выполнены проходные отверстия, расположенные в плоскости, перпендикулярной оси вращения пробки, шток, взаимодействующий с шаровой пробкойотличающийсятем, что
он снабжен средством герметизации штока, выполненным в виде кольцевого (сальникового) уплотнения и взаимодействующей с ним втулки,
- в корпусе по оси вращения пробкивыполнено сквозное отверстие, в котором установлен шток с возможностью поворота как минимум на 180градусов,
при этом сквозное отверстие имеет уступ на котором коаксиально штоку последовательно (одна над другим) смонтированы кольцевое уплотнение и втулка, причем последняя установлена с возможностью осевого перемещения и снабжена пружинным механизмом для обжатия кольцевого уплотнение,
- два патрубка расположены в корпусе соосно навстречу друг другу, а третий - перпендикулярно к ним,
- плоскость разъема корпуса выполнена перпендикулярно оси патрубков расположенных соосно с возможностью отделения части корпуса с одним из этих патрубков,
- цельные седла смонтированы в различных частях корпуса со стороны каждого из соосных патрубков,
2. Кранпо п. 1, отличающийсятем, что пружинный механизмом для обжатия кольцевого уплотнение выполнен в виде соединяющей втулку с корпусом винтовой пары с тарельчатой пружиной и направляющей.
3. Кранпо п. 2, отличающийся тем, что он снабжен указателем положения шаровой пробки, выполненным в виде фигурной шайбы, установленной на штоке.
4. Кранпо п. 3, отличающийся тем, что он снабжен смонтированным на корпусебугелем.
5. Кранпо п. 4, отличающийся тем, что разъем корпусавыполнен в виде уплотнительного фланцевого соединения.
6. Кранпо любому из п. 1-5, отличающийсятем, что - проходные отверстия в шаровой пробке выполнены глухими, под прямым углом (перпендикулярно) драг к другу, с образованием L-образного канала,
7. Кранпо любому из п. 1-5, отличающийсятем, что одно из проходных отверстий в шаровой пробке выполнено сквозным, а второе - под прямым углом (перпендикулярно) к нему, с образованием Т-образного канала.