Изобретение относится к трубопроводному арматуростроению и предназначено для установки в качестве запорных устройств на технологических линиях газовых, химических, нефтеперерабатывающих, целлюлозно-бумажных и других производств с жидкими, газообразными, в том числе агрессивными, рабочими средами, кристаллизующимися при понижении температуры, где по условиям эксплуатации необходим подогрев рабочей среды во избежание застывания.
Из уровня техники известен шаровой кран, содержащий цилиндрический корпус и две дисковые опоры, соединенные между собой болтами, а на каждой опоре жестко закреплена труба с фланцем, сферическая пробка со сквозным центральным отверстием, установленная через уплотнения между опорами и соединена со штоком поворотного механизма, у которого каждая из опор, с противоположной относительно фланца стороны снабжена центрирующим выступом, наружный диаметр которого равен внутреннему диаметру цилиндрического корпуса, а по крайней мере один из фланцев установлен на трубе опоры с возможностью осевого перемещения по ней (см. RU25063 U1, опубл. 10.09.2002).
Технической проблемой аналога является отсутствие подогрева рабочей среды во избежание её кристаллизации при понижении температуры и, соответственно, её застывания.
Из уровня техники известна задвижка, содержащая корпус с фланцами для соединения с трубопроводом, плоскую крышку и клин, причем корпус снабжен паровой рубашкой с фланцами для соединения с паропроводом (см. RU2241888 C1, опубл. 10.12.2004).
Из уровня техники также известен кран с паровым обогревом для выгрузки из аппарата пульпы, содержащей гранулы, в корпусе которого имеется паровая рубашка, а запорным органом служит поворотная коническая пробка, уплотненный шток которой связан с приводом, у которого в корпусе крана установлен штуцер, через который шток проходит через сквозное отверстие пробки в выпускной штуцер (см. RU427198 A1, опубл. 05.05.1974).
Технической проблемой указанных выше двух аналогов является невозможность обогрева с помощью продувки паром сальника штока, нижнего и верхнего опорных подшипников для запорного элемента.
Задачей заявленного изобретения является создание надёжного и безотказного сегментного крана с внешним обогревом.
Технический результат, обеспечиваемый при устранении указанных технических проблем, заключается в исключении кристаллизации рабочей среды в уплотнении штока и опорах запорного элемента за счёт обеспечения обогрева газом или жидкостью,продувки газообразной средойсальника штока, нижнего и верхнего подшипников запорного элемента, а также исключения скрытых полостей в корпусе, в которых может застаиваться рабочая среда.
Технический результат достигается тем, что кран сегментныйсвнешнимобогревом содержит корпус с входным и выходным соединительными фланцами и рубашкой обогрева, установленный в корпусе запорный орган, уплотненный сальником шток которого связан с приводным устройством, причём запорный орган выполнен в виде сегмента, вращающегося в опорахверхнего и нижнего подшипников и контактирующего с уплотнительным седлом, а корпус имеет штуцера и каналы для продувки паром сальника штока, нижнего и верхнего подшипников.
Выполнение заявленного крана со штуцерами и каналами для продувки газообразной средойсальника штока, нижнего и верхнего подшипников позволяет подводить тепло посредством продувающей средык указанным элементам с целью их обогрева, а также очистки от возможного образования кристаллов рабочей среды. Выполнение запорного органа в виде сегмента вместо шара позволяет уменьшить его объем и возможные скрытые полости в корпусе, что обеспечивает оптимальный обогрев запорного органа. Опоры запорного органа в виде верхнего и нижнего подшипников обеспечивают его плавное вращение без каких-либо усилий и заклиниваний (подкусываний).
Наличие редуктора с штурвалом в приводном устройстве штока также способствует облегчению поворота запорного органа за счет увеличения крутящего момента.
Продувка подшипников и сальникого узла крана осуществляется независимо от обогрева корпуса.При отсутствии необходимости продувкисальника штока, нижнего и верхнего подшипников каналы для подвода продувающей средызакрываются глухими фланцамипутем их крепления посредством болтовыхсоединений. Данные фланцыпрепятствуют попаданию посторонних предметов, грязи, пыли в каналы для подвода продувающей среды.
Уплотнение запорного органа – металл по металлу способствует надежной работе крана на абразивных икристаллообразующих средах.
Изобретение поясняется фигурами. На фигуре 1 изображен продольный разрез заявленного крана, на фигуре 2 – поперечный разрез заявленного крана.
Крансегментныйс внешнимобогревом содержит корпус 1 с входным 2 и выходным 3 соединительными фланцами и рубашкой обогрева, установленный в корпусе запорный орган 4, уплотненный сальником 5 шток 6 которого связан с приводным устройством.
Приводное устройство штока включает редуктор 7 с штурвалом 8, при этом редуктор прикреплен к бугелю 9, а бугель – к корпусу посредством болтовыхсоединений, состоящих из шпилек 10, 11 и гаек 12, 13.
Запорный орган 4 выполнен в виде металлического сегмента 14, вращающегося в опорахверхнего 15 и нижнего 16 подшипников. Нижний подшипник установлен на штоке 17 в нижней части корпуса, под которым прикреплена к корпусу через прокладку 18 крышка 19 посредством винтов 20. Верхний подшипник установлен на штоке 6, которые вместе с сальником 5 и направляющей 21 штока 6 расположены в канале, образованном верхней частью корпуса и прикрепленным к нему бугелем. Металлический сегмент 14 контактирует с уплотнительным узлом, содержащим металлическое седло 22 и размещенные за ним уплотнительное кольцо 23 и втулку 24, поджимаемые к металлическому сегменту стопором седла 25 через пружину 26.
Корпус имеет штуцер 27 с каналами в корпусе 1 и втулке сальника 28 для продувки газообразной средойсальника 5 штока 6, штуцер 29 с каналом в корпусе 1 для продувки нижнего подшипника 16 и штуцер 30 с каналом в корпусе 1 для продувки верхнего подшипника 15.
Заявленный кран работает следующим образом.
В открытом положении крана входная и выходная части корпуса соединены между собой посредством полости 31 металлического сегмента 14, обеспечивая прохождение рабочей среды с минимальным коэффициентом гидравлического сопротивления. При закрытии крана металлический сегмент поворачивается в опорах нижнего и верхнего подшипников, при этом сегмент находится в постоянном контактес металлическим седлом уплотнительного узла. Металлический сегмент отсекает рабочую среду, поступающую во входную часть корпуса.
В случае понижения температуры и кристаллизации рабочей среды при её застывании используют подогрев крана, посредством подачи обогревающей среды, температурой200 °С, в рубашку обогревакорпуса через штуцеры 32, 33. При этом для продувкисальника штока, нижнего и верхнего опорных подшипников запорного элемента и их нормального функционирования, среда подаетсяк штуцерам продувки сальника штока, нижнего и верхнего подшипников.
ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ
1. Кран сегментныйс внешнимобогревом, содержащий корпус с входным и выходным соединительными фланцами и рубашкой обогрева, установленный в корпусе запорный орган, уплотненный сальником шток, связанныйс приводным устройством, отличающийся тем, что запорный орган выполнен в виде сегмента, вращающегося в опорахверхнего и нижнего подшипников и контактирующего с уплотнительным седлом, а корпус имеет штуцера и каналы для продувки газообразной средойсальника штока, нижнего и верхнего подшипников.
2. Кран сегментныйс внешнимобогревом по п.1, отличающийся тем, что приводное устройство штока включает редуктор с штурвалом.
3. Кран сегментныйсвнешнимобогревом по п.2, отличающийся тем, что штуцера выполнены с возможностью закрепления на них посредством болтовыхсоединений глухих фланцев.
4. Кран сегментныйс внешнимобогревом по п.2, отличающийся тем, что уплотнение запорного органа – металл по металлу.