Полезная модель относится к трубопроводному арматуростроению, а более конкретно, к многоходовым кранам с запорными элементами, имеющими сферическую поверхность и может быть использована в качестве распределяющего устройства в инженерных сооружениях и сетях для транспортирования жидких и газообразных сред высокого давления и температуры, в том числе абразивных, агрессивных и взрывоопасных, где возникает необходимость надежного перекрытия потоков.
Из уровня техники известен трехходовой кран, включающий в себя корпус, расположенный во внутренней полости корпуса сферический клапан, противоположно расположенные седла клапанов, расположенную в верхней части корпуса крышку, связанные с клапаном шток и ручку, а также монтажные отверстия, см., патент CN 202001670 U, кл. F16K11/087, опубликован 05.10.2011.Трехходовой кран удобен в установке и обслуживании. Вместе с тем известный кран предназначен для отвода части потока из основной магистрали и его конструктивные особенности не позволяют изменять направление основного потока и перекрывать его.
Известен трехходовой шаровой кран, содержащий корпус, шток поводка, три патрубка, два из которых выполнены соосными с геометрической осью, перпендикулярной оси поворота штока, шаровую пробку с пазом под шток, контактирующую через соосные двум патрубкам два упругих седла с уплотнительными элементами и имеющую три отверстия, геометрические оси которых лежат в одной плоскости, перпендикулярной оси поворота штока, причем два отверстия выполнены соосными, а геометрическая ось третьего отверстия перпендикулярна геометрической оси первых двух отверстий, при этом в шаровой пробке соосно оси поворота штока выполнено четвертое отверстие, причем первое и второе отверстия, а также третье и четвертое соединены изолированными каналами,см., патент на полезную модель RU, кл. F16K11/087, № 3471, опубликован 16.01.1997. Кран характеризуется простотой конструкции и простотой регулировки поджатия упругих седел к шаровой пробке. Однако, кран содержит по меньшей мере два разъема, каждый из которых снабжен уплотнением, что не способствует надежности и долговечности.
Известен шаровой трехходовой кран с верхним разъемом, содержащий корпус с верхним фланцем и тремя патрубками, в котором расположены цельные седла, взаимодействующие с шаровой пробкой, расположенной в опорах между ними, причем седла постоянно нагружены пружинами в сторону шаровой пробки, устройство разжима седел, в шаровой пробке выполнены проходные отверстия, расположенные в плоскости, перпендикулярной оси вращения пробки, шток, взаимодействующий с шаровой пробкой, см., патент на изобретение RU, кл. F16K11/087, № 2282087, опубликован 20.08.2006. Изобретение обеспечивает снижение времени и трудоемкости ремонта, сборки (разборки) крана, герметичность затвора в любом из его положений. Данное известное техническое решение принято в качестве прототипа, как наиболее близкий по технической сущности и достигаемому результату аналог.
Техническое решение иллюстрировано чертежами.
На фиг. 1 изображен в разрезе общий вид шарового трехходового крана с L-образным каналом в шаровой пробке;фиг. 2 – поперечный разрез крана А-А на фиг. 1; фиг. 3 – узел герметизации штока с увеличением в разрезе;фиг. 4 – указатель положения шаровой пробки, вид Б на фиг. 3;фиг. 5 – общий вид шарового трехходового крана с Т-образным каналом в шаровой пробке;фиг. 6 – поперечный разрез крана В-В на фиг. 5.
ФОРМУЛА ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ
1. Шаровой трехходовой кран, включающий разъемный корпус с тремя патрубками, в котором расположены цельные седла, взаимодействующие с расположенной между ними шаровой пробкой, в которой выполнены проходные отверстия, расположенные в плоскости, перпендикулярной оси вращения пробки, шток, взаимодействующий с шаровой пробкой отличающийся тем, что
он снабжен средством герметизации штока, выполненным в виде кольцевого (сальникового) уплотнения и взаимодействующей с ним втулки,
- в корпусе по оси вращения пробки выполнено сквозное отверстие, в котором установлен шток с возможностью поворота как минимум на 180 градусов,
при этом сквозное отверстие имеет уступ на котором коаксиально штоку последовательно (одна над другим) смонтированы кольцевое уплотнение и втулка, причем последняя установлена с возможностью осевого перемещения и снабжена пружинным механизмом для обжатия кольцевого уплотнение,
- два патрубка расположены в корпусе соосно навстречу друг другу, а третий - перпендикулярно к ним,
- плоскость разъема корпуса выполнена перпендикулярно оси патрубков расположенных соосно с возможностью отделения части корпуса с одним из этих патрубков,
- цельные седла смонтированы в различных частях корпуса со стороны каждого из соосных патрубков,
2. Кран по п. 1, отличающийся тем, что пружинный механизмом для обжатия кольцевого уплотнение выполнен в виде соединяющей втулку с корпусом винтовой пары с тарельчатой пружиной и направляющей.
3. Кран по п. 2, отличающийся тем, что он снабжен указателем положения шаровой пробки, выполненным в виде фигурной шайбы, установленной на штоке.
4. Кран по п. 3, отличающийся тем, что он снабжен смонтированным на корпусе бугелем.
5. Кран по п. 4, отличающийся тем, что разъем корпуса выполнен в виде уплотнительного фланцевого соединения.
6. Кран по любому из п. 1-5, отличающийся тем, что - проходные отверстия в шаровой пробке выполнены глухими, под прямым углом (перпендикулярно) драг к другу, с образованием L-образного канала,
7. Кран по любому из п. 1-5, отличающийся тем, что одно из проходных отверстий в шаровой пробке выполнено сквозным, а второе - под прямым углом (перпендикулярно) к нему, с образованием Т-образного канала.